|  |  | 

Дети и спорт Материалы

Особенности развития и физического воспитания старших дошкольников (5-7 лет)

Особенности развития и физического воспитания старших дошкольников (5-7 лет)
Стрельцов В.П.

Самая главная особенность — бурный рост и развитие центральной нервной системы, коры больших полушарий головного мозга. Это становится фактором формирования логического вербального мышления, поведенческих стереотипов, разнообразных двигательных координаций. То есть данный период благоприятен для обучения ребенка вообще, всему чему угодно, в том числе и различным сложным по координации действиям. Поэтому в таких сложных координационно видах спорта как гимнастика, акробатика, фигурное катание, а так же в балетах и прочих танцах начинают заниматься в дошкольном возрасте, стараясь не упустить этот благоприятный (сенситивный) период.

В то же время с 5 лет возможно скоростно-силовая подготовка, так как в этот период происходит ростовой скачок и скелет ребенка резко увеличивается. Физические упражнения скоростно-силового характера способствуют формированию мышечного каркаса, кровообращению необходимому для обмена веществ и т.д. весь этот период преобладает нервная регуляция функций организма. На восьмом году жизни начинает развиваться гуморальная регуляция (кровь, гормоны и т.д.) Это обеспечивает возможность переносимости более длительных нагрузок, то есть ребенок становится потенциально способен к относительно длительной концентрации внимания, и деятельности, требующей сосредоточения. Именно поэтому рубеж в 7 лет определен как начало школьного обучения — организм становится способен переносить урочную форму школьных занятий и усваивать школьный материал.

Двигательным содержанием физического воспитания старших дошкольников является так называемая «основная гимнастика», которая состоит из строевых и общеразвивающих упражнений, упражнений в основных движениях и подвижных игр. Что такое основные движения? Это — исторически жизненно необходимые движения человека. Включают: ходьбу, бег, прыжки, ползание, лазанье, метание, связанная с ними функция равновесия и плавание. В старых учебниках по гимнастике все это рассматривалось в разделе «основная гимнастика», кроме плавания. Плаванье же в данном возрасте направлено на формирование умения и навыка держаться на воде, технике различных способов плавания и играм с водой и на воде. В общем — та же гимнастика.

Общеразвивающие упражнения в основной гимнастике решают задачу элементарных координаций, а так же общего неспецифического укрепления организма.

Строевые упражнения предназначены для формирования навыка ориентировки в пространстве, воспитания внимания, дисциплины.

Подвижные игры в основной гимнастике направлены на совершенствование навыка основных движений и развитие физических качеств, прежде всего — ловкости и скоростно-силовых. Включают игры с бегом и преодолением препятствий (прыжками, ползанием, лазаньем), игры с метаниями, бросанием и ловлей предметов, а также игры-единоборства.

В физическом воспитании дошкольников нет акробатических упражнений в кувырках. Но это обусловлено тем, что рекомендации писались для воспитателей, которые, не являясь специалистами по физической культуре, просто не могли обеспечить правильное обучение кувыркам и другим элементам акробатики. И другая сторона — необходимо оборудование и место. Далеко не все сады имели то и другое. Физкультурные занятия, как правило, проводились в музыкальном зале, а там разместить нормальное оборудование просто негде. Однако в занятиях по гимнастике, акробатике и танцам с детьми старшего дошкольного возраста кувырки изучались и изучаются успешно. То есть детям эти упражнения доступны вполне.

В 90-е годы было популярно обсуждать авторскую программу физического воспитания старших дошкольников «Старт» Н. Юдиной. Там было много акробатики, гимнастики на специальных снарядах. Проблема была только в том, что это мог воспроизвести воспитатель-гимнаст. Человеку не знакомому с гимнастикой не стоило пытаться — опасно.

Теперь основная идея: если схватку в борьбе представить как подвижную игру-единоборство, чем она, по сути, и является, а приемы и действия в схватке — группой основных движений, то можно вполне вписаться в алгоритм физического воспитания старших дошкольников. Остается обеспечить основные движения подготовкой в общеразвивающих упражнениях, что сделать вовсе не трудно в принципе.

Источник — http://alex-219.livejournal.com/19052.html

ABOUT THE AUTHOR