|  |  |  | 

Дети и единоборства Материалы Статьи

Обучение технике самостраховки при занятиях боевыми искусствами

Автор – Иванов М.К., 2000 г. (С)

Выработка умения правильно и безопасно выполнять падения является необходимой частью подготовки бойца любого стиля, как элемент противодействия бросковым техникам и необходимое для повседневной жизни умение падать на любую поверхность (лед, асфальт и т.д.). Многолетние занятия с группами детей и взрослых показали, что при последовательном и грамотном обучении техникам самостраховки, падения на жесткую поверхность не увеличивают травмоопасность занятий и не оказывают отрицательного влияния на здоровье, уровень же бытового травматизма вследствие случайных падений значительно сокращается.
При изучении техник самостраховки следует постоянно следить за состоянием места проведения занятий, тщательно планировать занятия, проводить активную разминку, постоянно следить за состоянием здоровья занимающихся.
Раздел так называемой прикладной акробатики, куда входят техники самостраховки, существует практически во всех системах боевых искусств, так как акробатические упражнения способствуют общему физическому развитию, хорошо развивают ориентировку в пространстве, ловкость, вырабатывают координацию движений; позволяют преодолевать чувство страха, развивают решительность, волю, уверенность в себе; подготавливают мышцы к безопасному и безболезненному восприятию нагрузок при ударах и блоках; вырабатывают умение падать на любую поверхность и в любую сторону, как в процессе тренировочного занятия, так и в бою и в бытовых ситуациях. Развивает акробатика и общую пластическую выразительность тела, что является необходимым качеством при выполнении демонстрационных техник боевых искусств – таолу (ката), показательных элементов и т.д.
Техники самостраховки подразделяются на «жесткие», в которых производится мощный встречный удар рукам о поверхность; «мягкие», в которых падение переводится в кувырок или перекат; «мягкие» падения с «жестким» окончанием, где перекат заканчивается встречным ударом руки о поверхность.
Основными видами самостраховок являются:
•«жесткие» падения: вперед, назад, в сторону;
•«мягкие» падения: вперед, назад, в сторону, вперед через разноименную руку;
•«мягкие» с «жесткой» финальной фазой: вперед, в сторону, вперед прыжком.
Описание технических особенностей конкретных приемов самостраховки не является нашей целью, так как эти техники изменяются в зависимости от требований различных стилей боевых искусств и подробно описываются в соответствующей литературе.

Последовательность обучения.
Обучение безопасным падениям необходимо осуществлять посредством освоения специальных упражнений в следующем порядке:
•специальные физические упражнения;
•подводящие упражнения;
•освоение конечных положений, в которых оказывается боец после броска;
•изучение группировки посредством выполнения акробатических упражнений;
•изучение техник самостраховки в упражнениях с возрастающей сложностью;
•выполнение самостраховки в парах;
•изучение дополнительных акробатических элементов.
Специальные физические и подводящие упражнения
1. Сгибание и разгибание пальцев в упоре пальцами о стену.
2. Упор лежа на пальцах — переход в упор на ладони и обратно на пальцы.
3. В упоре лежа на пальцах — сгибать и разгибать руки.
4. В упоре лежа на пальцах — передвигаться вперед, назад, в стороны.
5. В упоре лежа на ладонях — сгибать и разгибать руки.
6. Переход из упора лежа на ладонях в упор лежа на предплечьях и обратно.
7. В упоре лежа на ладонях и в упоре лежа на предплечьях — передвигаться вперед, назад, в стороны.
8. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа сзади.
9. Вставать на гимнастический мост из положения лежа.
10. Прогибаясь, встать на гимнастический мост.
11. Вставать на борцовский мост из положения лежа.
12. «Накаты» на спину:
а). Перекаты по спине в положении группировки.
б). «Накаты» сидя. И.П. — сидя на полу, одна нога согнута в колене, другая выпрямлена, руки вытянуты перед собой, спина округлая, голова наклонена вперед и подбородок прижат к груди. Выполнить перекат по спине и вернуться в И.П., сменив положение рук и ног.
Характерные ошибки:
•голова отклоняется назад;
•спина прямая;
•не производится смена ног, что увеличивает нагрузку на позвоночник;
•производится опора руками о пол.
в). «Накаты из стойки на одном колене.
г). «Накаты» из положения стоя.
д). «Накаты» из стойки после подскока.
Акробатические упражнения для изучения группировки.
При группировке колени подтягиваются к плечам, локти прижаты к туловищу, руки захватывают голени снаружи.
1. Перекаты.
а). Перекат назад.
б). Перекат с боку на бок. Из положения лежа на левом боку, прижать к груди колено левой ноги, правую поставить за левой голенью на ступню. Туловище согнуть, прижать подбородок к груди, левую руку положить на пол ладонью вниз около колена левой ноги, правую поднят вверх. Оттолкнуться от пола и выполнить перекат на другой бок.
2. Кувырки.
а). Кувырок вперед из упора в приседе.
б). Кувырок назад из упора в приседе.
в). Кувырок вперед через плечо.
г). Кувырок назад через плечо.
д). Кувырок с прыжка.
Характерны ошибки при выполнении перекатов и кувырков:
•при выполнении переката назад голова откидывается назад, колени не прижаты к груди;
•при выполнении переката с боку на бок нога ставится не вертикально, а под углом к поверхности, рука откидывается назад — в сторону;
•при выполнении кувырков вперед голова откидывается назад, касание пола производится лбом, голени ног не захватываются в момент прихода в и.п.;
•при выполнении кувырка назад, в момент переворота через голову, не производится отталкивание руками от пола.
Последовательность изучения техник самостраховки.
•из положения сидя;
•из положения приседа;
•из положения стоя на одном колене;
•из стойки;
•из стойки после подскока.

Освоение техник самостраховки производится в строгой последовательности и переход к следующей группе упражнений допустим только после полного усвоения всего предыдущего материала. Время, которое необходимо затратить на изучение всего объема техник, зависит от уровня физического развития обучающихся, их подготовки в других видах спорта, индивидуальных особенностей и возраста. В среднем, полное освоение материала занимает от 3-4 месяцев до года.

ABOUT THE AUTHOR