|  |  | 

Дети и единоборства Материалы

Боевые искусства и дети

Интервью с шеф-инструктором Федерации Арнис Эскрима Кали, педагогом дополнительного образования ГБОУ ЦДТ «Созвездие» Ивановым  Михаилом Константиновичем.

Речь пойдет о том, как выбрать секцию единоборства для ребенка. Ну, что ж  Михаил Константинович, Вам слово…

Здравствуйте! Я преподаю детям различные направления боевых искусств более 20 лет и за это время ко мне не раз обращалось родители занимающихся у меня детей, задавая множество вопросов о самых различных аспектах занятий, выборе стиля и школы и т.п. Сегодня я постараюсь дать ответы на некоторые, наиболее типичные вопросы, а также осветить некоторые моменты, которые важны при выборе секции, но на которые родители, зачастую, не обращают внимания.

Итак, первый и самый главный вопрос – а нужно ли это вообще? Может быть полезнее отдать ребенка в секцию гимнастики, кружок рисования, на танцы и так далее…

Естественно, что как профессиональный тренер по единоборствам, я считаю подобные занятия полезными и нужными. Однако следует учитывать, что единоборства и боевые искусства – это не панацея на все случаи жизни. Так, для улучшения здоровья гораздо полезнее занятия плаванием, а для развития координации и ритма – танцами.

Что же могут дать детям занятия боевыми искусствами, чего нет в других видах спорта и двигательной активности?

Во-первых, это дисциплина.
Конечно, любые регулярные занятия дисциплинируют, но на тренировках по единоборствам дисциплина – это основное! Без нее никакое обучение невозможно в принципе и хороший тренер обращает на это внимание в первую очередь.
Второе – это выработка уверенности в себе.
Очень часто робкий ребенок начинает меняться в лучшую сторону только от одного осознания, что он занимается «рукопашным боем», может постоять за себя и дать отпор более сильным и агрессивным детям.
И вот тут мы подходим к третьему пункту – занятия единоборствами снимают излишнюю агрессивность.
Зачастую родители опасаются, что дети, научившись «драться» станут более агрессивными и жестокими. Практика показывает, что это не так – при грамотном подходе к тренировкам и воспитательному процессу агрессивность снижается. Это происходит как за счет повышения физической нагрузки на организм, так и за счет того, что ребенок начинает реально понимать (ощутив на себе), что получать удары – это больно и неприятно.
Четвертым полезным качеством, развиваемым единоборствами являются навыки полезные в повседневной жизни.
Как пример подобных навыков можно привести умение падать на твердую поверхность не получая при этом травм.  Сюда же можно отнести и навыки самозащиты, которые, к сожалению, могут пригодиться в современном мире. Также нельзя забывать о том, что боевые искусства – это система разносторонней физической подготовки, прекрасно развивающая основные двигательные качества (гибкость, ловкость, силу, быстроту и выносливость).
И последнее, поединок (спортивный и тренировочный) требует быстрого принятия решений в нестандартных ситуациях, что способствует развитию интеллектуальных способностей, как бы странно это ни звучало.

Если решение о том, что занятия единоборствами будут полезны ребенку принято, то встает вопрос о том, что выбрать из всего широкого спектра, предлагаемого современным «рынком БИ (боевых искусств)»?

В первую очередь рассмотрим вопрос о том, какие вообще бывают виды и направления боевых искусств. Предлагаемая классификация не может претендовать на научность, но может помочь определиться с тем, в каком направлении действовать дальше и что искать.

Все виды, стили, школы и т.п. можно условно разделить по целям и по техническому арсеналу.

По целям:

— спортивные:  а) виды спорта официально развивающиеся в РФ (бокс, самбо, дзюдо, вольная борьба, таэквондо, фехтование, гимнастик ушу и т.д.); б) новые виды спорта, еще не имеющие официального признания (историческое фехтование, грепплинг,  спортивный арнис, спортмеч, чанбара и т.п.);

— прикладные (прикладной рукопашный бой, служебно-прикладное самбо и т.д.);

— традиционные (айкидо, дзю-дзютцу, традиционное каратэ, традиционное ушу и т.д.);

— оздоровительные (тай-бо, каратэбика, оздоровительное ушу и т.п.).

Основная цель спортивных единоборств – участие и победа в соревнованиях по определенным правилам. Отличие межу официальными и неофициальными видами спорта состоит только в том, что по вторым нельзя получать официальные разряды и звания.

Прикладные системы предназначены для ведения реального боя и выживания в критических ситуациях, как служебного характера (армия, полиция), так и в условиях гражданской самообороны.

С оздоровительными системами все понятно – их основная цель, это улучшение здоровья занимающихся, физическое развитие и профилактика заболеваний.

Традиционные боевые искусства, в идеале, должны сочетать все вышеперечисленное и способствовать формированию гармонично развитой личности, но, в большинстве случаев, представляют собой либо варианты других систем (чаще спортивных или оздоровительных), либо «этнографические» школы, где единоборства изучаются ради приобщения к культуре того или другого народа.

По техническим особенностям:

— ударные – используют преимущественно способы нанесения ударов руками и ногами (бокс, тайский бокс, таэквондо, кикбоксинг, сават и др.);

— бросковые (борцовские) – используют преимущественно техники бросков, болевых и удушающих приемов (самбо, бразильское джиу-джитсу, дзюдо, айкидо и др.);

— ударно-бросковые – имеют в своем арсенале как удары, так и броски (дзю-дзютцу, ММА, кудо и др.);

— оружейные – фехтование на различных видах холодного и подсобного оружия (фехтование, историческое фехтование, кендо, кобудо, арт-фех, спортмеч и др.);

— комплексные (рукопашный бой и оружие) – использующие в своем арсенале весь комплекс возможных действий, как оружием, так и без него (арнис, эскрима, пенчак-силат, некоторые стили традиционного дзю-дзютцу и кобудо и др.).

Что же выбрать для ребенка из всего этого многообразия?

Первое, что нужно помнить – это то, что любая физическая активность для детей до 7 лет должна быть основана на гимнастике! В программу могут быть включены элементы любого единоборства, но именно как элементы – базой должна являться гимнастика.

Занятия любыми контактными единоборствами, особенно теми, где есть удары, следует начинать не ранее, чем ребенку исполниться 10 лет. А лучше 12.

Зачастую можно встретить такое мнение – «Как же так, я читал, что в Китае дети начинают заниматься с 4 лет?». Да, но, во-первых, чаще всего, это происходит в семье, а не в секции. Во-вторых, подобные занятия практикуются в спортивных или армейских интернатах (т.е. детских домах), где дети круглые сутки находятся под присмотром одних и тех же воспитателей. И третье, чаще всего, это занятия гимнастикой ушу, т.е, опять таки, гимнастикой, а не боевым единоборством.

Для детей до 12 лет наилучшим выбором будут борцовские системы, как спортивные (самбо, дзюдо), так и традиционные (айкидо, дзю-дзютцу). Это обусловлено тем, что борьба является более естественным действием для маленьких детей, чем нанесение ударов. Кроме того, в борьбе легче контролировать выполняемые действия и степень их воздействия на партнера, что существенно уменьшает травматизм на занятиях.

Для начала занятий лучше выбирать те системы, где есть проверенная временем и научно обоснованная методика обучения. Т.е. это, в первую очередь, давно существующие и развивающиеся у нас в стране виды спорта (борьба, бокс, спортивное фехтование).

Очень важным моментом является совпадение Ваших целей и задач с целями и задачами клуба, где будет заниматься Ваш  ребенок (спорт, самозащита, общее развитие, оздоровление).

Частый вопрос – «Но ведь боевые искусства – это, прежде всего, философия?».

Философия, а вернее, религиозно-философская составляющая, есть только в некоторых восточных видах, развивавшихся под влиянием буддизма, даосизма и синтоизма. Но они ни в коем случае не являются определяющими. Основа любого единоборства – это физическое совершенствование с целью овладения навыками ведения боя. Поэтому следует всячески избегать клубов, где на детских тренировках практикуются различные религиозно-мистическо-оккультные и  медитативные практики и психофизические упражнения. Подобные методы могут быть небезопасны даже для взрослых людей, психику ребенка они могут искалечить очень серьезно и  быстро. Будьте внимательны!

И самое главное! Выбирать, в первую очередь, следует педагога (тренера), а не стиль единоборства.

Какие же требования следует предъявлять родителям к тренеру своего ребенка?

Первое – это наличие у педагога специального физкультурно-спортивного или педагогического образования. В случае официальных спортивных единоборств это требование абсолютное и не имеющее исключений. Однако есть много направлений БИ в которых профильное образование попросту невозможно. И инструкторами в них являются люди, имеющие базовое образование в других областях. В этом случае необходимо проверить проходил ли тренер обучение на курсах переподготовки по физической культуре, спорту или педагогике в государственных учреждениях. Наличие дипломов (сертификатов, лицензий и т.п.), выданных в нашей стране или за рубежом в различных негосударственных образовательных учреждениях, федерациях, ассоциациях, союзах может говорить о квалификации преподавателя (или не говорить, т.к. проверить подлинность подобного документа Вы не сможете), но не дает никаких гарантий, что он знаком с методикой физвоспитания применительно к работе с детьми.

Второе – наличие квалификации в данном виде единоборства, что подтверждается различными званиями (МС, МСМК, заслуженный тренер и т.д.) и степенями (Дан и т.п.).

Третье – наличие написанной детальной программы обучения, желательно утвержденной какой-либо официальной организацией (образовательной или спортивной).

Четвертое – успешная преподавательская деятельность в течение достаточно продолжительного времени.

Пятое – положительные отзывы родителей детей, посещающих секцию. Это очень важный и, во многом, достаточно объективный критерий. Постарайтесь поговорить с родителями занимающихся детей, узнать те плюсы и минусы, которые они заметили в работе педагога.

И еще хотелось бы отметить такой момент. Когда Ваш ребенок начнет заниматься, посмотрите, есть ли у него психологический контакт именно с данным педагогом. Тренер может быть замечательным во всех отношениях, но именно с Вашим ребенком контакт у него не наладится… К сожалению, бывает и так.

Выбор тренера для ребенка – вопрос важный, но мне бы хотелось остановиться еще на том, что Вы не должны оставаться безучастным наблюдателем тренировочного процесса. Для того чтобы занятия были более успешными очень важно постоянное внимание к ним родителей. Интересуйтесь успехами и неудачами ребенка, поддерживайте его интерес к занятиям. Постарайтесь организовать домашние тренировки – пускай ребенок повторяет то, что делает в зале и занимается общей физподготовкой. Посещайте открытые занятия. Если тренер не возражает, поучаствуйте в нескольких тренировках вместе с ребенком. Вообще, самое эффективное – если Вы станете партером ребенка в тренировках (в зале и дома).

Также  хотелось бы коротко остановиться на том, чего следует ждать от занятий?

В первую очередь, это зависит от того, какие цели были у Вас, когда Вы отдавали ребенка в секцию.

Помните, что если Вы хотите вырастить чемпиона, то следует изначально идти по этому пути, то есть вести ребенка в ДЮСШ и т.д. Но готов ли к этому Ваш ребенок? И нужно ли ему это? Зачастую амбиции родителей тяжело давят на ребенка, заставляя его заниматься тем, что, по большому счету, ему не нужно.

Очень часто можно слышать вопросы – «А когда мой ребенок получит очередной пояс, когда он станет чемпионом, когда он будет выступать на соревнованиях?». Ответ тут только один – тогда, когда будет готов. Не забывайте, что большой спорт – это не только призы, слава и чемпионство. Это тяжелейший труд и бизнес, безжалостный к «расходному материалу» – спортсменам. Не стоит толкать туда ребенка, пока он сам к этому не готов – и физически, и психологически, и морально.

Если Ваш ребенок стал спокойным, уверенным в себе, менее конфликтным, окреп физически – это самый лучший результат занятий. А пояса, звания, победы на соревнованиях – все это приложится, если у ребенка самого появится интерес продолжать занятия на более профессиональном уровне.

Кстати, и для тренера достижение подобных результатов является задачей более сложной и интересной, чем примитивное «натаскивание» на результат.

Надеюсь, что это интервью окажется Вам полезно и поможет сделать правильный выбор. А значит скоро в наших секциях и клубах появятся новые ученики, вставшие на путь освоения этого замечательного, увлекательного вида – Боевых Искусств!

Источник – http://baju-bajushki.ru/kopilka-opyta/boevye-iskusstva-i-deti/

ABOUT THE AUTHOR